ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом




ИЕРАРХИЯ ВЛАСТИ В ГОРОДАХ-ГОСУДАРСТВАХ АНТИЧНОЙ ЕВРОПЫ и ДРЕВНЕЙ РУСИ (на примере Великого Новгорода)
Схема № 1.



Как и любая схема, эта схема имеет свои недостатки. В каком-то смысле, это моментальная фотография "средней t по очень большой больнице". Вот почему я дам краткие пояснения к схеме.
Главная задача, которую я ставил перед собой в даной схеме, показать две принципиально разные модели демократической государственной системы в городах-государствах античной Европы и Древней Руси. Учитывая, что Новгородское государство (город-государство) явилось высшим этапом развития государственного устройства античного (?) типа на территории всей Древней Руси, я нарисовал схему власти Новгородской республики.
Принципиально, такая же схема власти была в Псковской республике, за исключением должности Архиепископа.

Основную информацию для античной Европы я взял из коллективной монографии:
«История Европы. т.1. Древняя Европа», Москва, "Наука", 1988. Большой объём информации есть в Википедии.
Ещё одна коллективная монография доступна читателю через интернет:
«Античный полис. Курс лекций», Москва, "Университет Дмитрия Пожарского", 2010.

Первое и главное, принципиальное отличие, которое хорошо видно на схеме, заключается в различном построении (иерархии) власти.
Первая, я думаю, более древняя - "вертикальная" - Афины (и Новгород уже для нашей истории). В современной науке её принято называть "прямая" или "непосредственная" демократия.
Объединяют обе системы народное собрание, которое является высшим органом власти в республиканских государствах подобного типа. Такая иерархия идёт ещё из родо-племенного строя, иногда для догосударственного периода её называют "военная демократия".
Вторая система республиканской власти - "горизонтальная". В современной науке такая демократия называется "представительной". Вероятно, она появилась уже в античном мире.
В такой системе власти нет одного доминирующего органа власти. Все органы власти относительно равны. Разумеется, идеального равенства нет, как нет идеального в повседневной жизни.
Мы видим сложную система, которая в ходе эволюции (борьбы, грубо говоря) саморегулируется, выстраивая сдерживающие друг друга органы управления, судебной власти и т.д.

Я думаю, что эволюция двух частей Европы (Западной и Восточной) пошла именно по пути двух различных иерархий власти. Даже монархические системы, которые можно нарисовать как пирамиды власти, различались между собой степенью децентрализации власти: например английская или российская монархии XVIII века.

Подробное описание, что такое классический римский античный полис и чем он отличается от классического античного греческого полиса вы можете найти в коллективной монографии «Античный полис. Курс лекций», Лекция 4. В.В.Дементьева. "Римская civitas республиканской общины".

Афины.
Классический город-государство, античный полис, с вертикальной иерархией власти.
На верху властной пирамиды "единолично" находилось народное собрание - Экклесия.
"Следующий по важности", как написано в книге, - Булле (Совет 500). Затем идут остальные органы власти, магистратуры.
Подробно рассматривать вопрос о том, как соотносились между собой во властной иерархии Ареопаг-Гелиэя-Магистратуры (должности) я не вижу смысла.

Новгород.
На верху властной пирамиды находится Вече.
Следующие "должности": Посадник-Тысяцкий-Архиепископ-Князь я включил по простому принципу - все кандидатуры на эти должности утверждались на Вече.
Разумеется, были свои особенности. Архиепископ после 1300-х годов выбирался по результату жеребьёвки. Вече утверждало результаты жеребьёвки, после чего Архиепископ уезжал на утверждение "в вышестоящие церковные инстанции".
В современной науке существуют разные мнения о том, кто стоял выше во властной иерерхии Архиепископ или Посадник, но для нас это сейчас не существенно. Существенно другое - Архиепископ играл важную роль в государственной жизни Новгородской республики.
В начале 1300-х годов сами князья перестали приезжать в Новгород, присылая своих наместников. Утверждение и изгнание князей (наместников) во многом становилось формальностью. И чем дальше, тем формальнее и формальнее становилась процедура утверждения. Но такая процедура действовала.
Городские концы играли важную роль в государственной системе власти. Само понятие Великий Новгород юридически включало в себя согласие всех пяти городских концов. На договорах, грамотах от имени Великого Новгорода все городские концы обязательно ставили свои печати.
Я умышленно вывел за рамки схемы так называемые "Боярские советы" в Новгороде и Пскове. Насколько я понимаю, вопрос этих "Советов" в науке спорный, я не вижу смысла усложнять схему. В конце концов, "Боярские советы" не отменяли статус Веча.
Новгородские летописи молчат о действиях Вече после 1450-х годов, но кое-какие важные сведения сообщает нам Псковская первая летопись. Напомню, что в Пскове действовала схожая политическая система, так что псковский летописец (и московский князь) понимали реальности Новгорода. Вот отрывок из Псковской первой летописи, описывающий трагические события падения Великого Новгорода:
1477 год— «[Новгородская делегация, состоящая из посадников и бояр, т.е. элиты Новгорода, без согласия всего Великого Новгорода фактически признаёт капитуляцию перед Москвой] И Новгородцы же тЂхъ посадников и бояръ и животь [имущество] пограбили, и дворы и доспЂхи поотнимали и всю ратную приправу, которые то такъ чинили, а безъ Великого Новагорода вЂдома тую прелесть [измену] чинили; а Василья Онаньина ту поимав на вечЂ изсЂкли топоры въ частье; а иных заповЂдали [я так понимаю - поставили вне закона, под запрет: заповедь-запрет], такоже хотячи смертiю казнить»
1478 год— «[После капитуляции Новгорода московский князь перечисляет условия ликвидации новгородского государства. Давайте посмотрим, что в его понятии входит в государственную систему Великого Новгорода в 1478 году. Обратите внимание на порядок, в котором перечисляются органы власти новгородского государства. В то время порядок расположения означал статусность.] а Новгородской старинЂ ни которой не быти, ни вЂчю, ни суду, ни посаднику степенному, ни тысяцкимъ».

Спарта.
Единого мнения, какая иерархия власти действовала в Спарте - нет. Существует, например, мнение, что это была примитивная, но демократия. В других источниках написано, что в Спарте правила олигархия, хотя понятия олигархическое правление вовсе не противоречит республиканской системе власти. Ничего драматического в существовании - "олигархической республики" лично я не вижу.
Принципиально важным считаю следующее: понятие "Республика" не должно противоречить реальной жизни, в которой есть богатых, знатные люди.
Я нарисовал схему, которая отражает мою точку зрения и, насколько я понимаю, не противоречит основным представлениям современной науки о Спарте. Мне кажется, что сама по себе повседневная жизнь спартиатов - жизнь в окружении покорённых народов, значительно превосходящих своим количеством самих спартиатов, не могла не создавать обстановку относительного равенства перед лицом опасности. А про богатых и знатных я уже сказал. Кроме того, в те времена знатность, статусность, надо было доказывать на поле боя в первых рядах.


Рим.
Классический город-государство с "горизонтальной" иерархической системой. Я думаю, возможно именно такая горизонтальная система власти оказалась наиболее гибкой и восприимчивой к требованию времени. Возможно, это был та самая "соломинка", которая помогла пререломить ситуацию и сделать маленький Рим великим Римом.
В "Курсе лекций" В.В. Дементьева пишет: «... следует подчеркнуть, что постановления [народных собраний] комиций (leges) в правовом отношении всегда стояли выше решений [совета старейшин] сената (setnatusconsulta), [государственные должности] магистраты же обладали не "своим собственным", а делегированным государственным суаеренитетом, предоставлявшимся им на время полномочий от всего гражданского коллектива» (Лекция 4, с.135) . По моему личному мнению, развитие республиканской римской государственной системы шло по пути усложнения уже действующих органов власти и управления, создавая "противовесы и сдержки", принуждая к поиску компромиссов в жёсткой, жестокой политической борьбе на пользу всему римскому обществу.
Технологически, расширение и совершенствование республиканского государства шло за счёт появления новых должностей и комиссий внутри уже существующих Комиций, Сената и Магистратур.